Трактор Сталинец (С-60) — первый трактор Челябинского завода

трактор Сталинец

«Сталинец-60»  — первая модель трактора, серийно выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1933 по 1937 год.

В 30 — х годах в СССР, остро стояла проблема механизации сельского хозяйства. К тому времени в стране выпускалось уже несколько видов тракторов, но их количество было мизерным, к тому же колёсные проигрывали по проходимости гусеничным тракторам, и не могли работать во времена распутицы. Гусеничные «Коммунары», выпуск которых наладили в Харькове применялись по большей части на лесозаготовках и в строительстве железных дорог.


В 1929 году, во время рассмотрения плана на пятую «пятилетку» принимается решение о строительстве еще одного тракторного завода. Строить его решили в Челябинске, так как дальнейшая реформа сельского хозяйства подразумевала выращивание зерновых преимущественно в Казахстане, Заволжье, Зауралье, соответственно, строительство завода выпускавшего трактора недалеко от мест их дальнейшего применения было решением логичным.

За основу нового трактора взяли американский трактор Caterpillar Sixty, с двигателем мощностью в 60 л.с.


Гусеничный, соответствовавший всем основным требованиям, предъявляемым к будущему первенцу ЧТЗ.

Одним из важных требований была пригодность трактора к массовому производству на конвейере, из этих соображений, возможно, и пал выбор на Caterpillar, ведь конструкция трактора была несложной.

Челябинский завод проектировался на мощность производства до 30 тыс. тракторов в год, и ставить на конвейер желательно было конструкцию уже проверенную временем, но вместе с тем не устаревшую технически.


Caterpillar Sixty подходил по большинству параметров, но поставить его в чистом виде на конвейер не представлялось возможным. Необходимо было провести работу по переводу машины из дюймов в метрическую систему, заодно подобрать советские аналоги стали, подходящей для изготовления машины, ну и по ходу этого процесса конструкторы внесли ряд изменений в конструкцию, где-то её улучшив, где-то упростив и сделав более ремонтопригодной в наших условиях.

Работа по адаптации американского трактора была проведена в рекордно короткие сроки – всего сорок дней понадобилось коллективу инженеров. Работали круглосуточно.
советский трактор
В 1930 году Казимир Ловин, начальник строительства ЧТЗ и 40 советских инженеров выезжают в командировку в Детройт, США, где совместно с американскими специалистами компании Caterpillar занимаются проектировкой производственной линии ЧТЗ.

Строительство завода начинается 10 августа, и уже в ноябре этого года начинает работу опытно-экспериментальный цех. В начале 1931 года его ворота покидает первый трактор С-60. «Сталинец».

Пока основной завод строился, экспериментальная партия тракторов проходила испытания, в конструкцию вносились небольшие изменения, и 1 июня 1933 года на ЧТЗ официально стартует массовый выпуск самого массового на то время советского гусеничного трактора, который вскоре можно было встретить уже во многих уголках страны.
трактор Сталинец С 60

С-60 был высоко оценен и за пределами СССР, в 1937 году на международной выставке в Париже он получает Гран-При. Но об этих тракторах мир узнал раньше, в январе 1936 года. В конце 1935 года в водах Лены льды сковали транспорты, везшие разные грузы в Якутию, в основном продовольствие. Было принято решение перевозить грузы из вмерзших в лёд кораблей … тракторами. И они не подвели, пройдя более 2 тыс. километров в северных условиях грузы привезли. В начале 1936 года несколько груженных продовольствием С-60 прошли через перевалы Памира, доставив продовольствие в посёлок Муграб, испытывавший бедственное положение из-за непогоды.


«Сталинец» С-60 выпускался с 1933 по 1937 год, всего было выпущено 69261 тракторов этой модели.

Мощность трактора составляла 60 л.с., двигатель четырёхцилиндровый, карбюраторый с водяным охлаждением, работал на лигроине, это такой вид «тяжелого» бензина, а вот запускать мотор необходимо было на обычном бензине, запас которого был в отдельном небольшом бачке. Все цилиндры были отдельными, мотор был верхнеклапанный.
Сцепление – однодисковое сухое, коробка передач трёхступенчатая, вперед мог двигаться со скоростью от 3 до 6 км/час, назад – 2.2 км/час. Имелся шкив отбора мощности для стационарных установок.

В скорее на смену С-60 вышла обновлённая модель С-65 с более экономичным дизельным двигателем.
Сталинец советский трактор

трактор Сталинец

Популярные самоделки из этой рубрики
Понравилась самоделка, поделитесь в соц. сетях
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить ответ

*